. | ||
. | Спортивное фехтование Спортивное фехтование - вид спорта, объединяющий три дисциплины: рапира, шпага, сабля. Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. Оружие. Соревнования проводятся в трех видах оружия – шпага, рапира, сабля. Фехтовальное оружие состоит из клинка, гарды, (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена), прокладки, рукоятки, гайки. На острие клинка крепится специальный защитный наконечник. Оружие бывает тренировочное: не электрофицированное, и электрическое. Электрическое оружие с помощью специального провода, проходящего под курткой спортсмена, крепирся к прибору, фиксирующему уколы, к гарде прикрепляется разьем-двойник(рапира) или тройник(шпага) для шнура. Клинок проклеивается проводом, на острие оружия одевается железный наконечник с кнопкой. Спортивная шпага, это оружие общей длиной не более 110 см, длинна клинка 90 см и весом до 770 г, кисть руки защищена гардой диаметром 13,5 см, колющее оружие с гибким стальным клинком трехгранного сечения. Спортивная рапира, это оружие общей длиной до 110 см, длинна клинка 90 см, и весом до 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см, колющее оружие с четырехгранным гибким стальным клинком. Спортивная сабля, это оружие длиной до 105 см, длина клинка до 88см, весом до 500 г, колюще-режущее оружие со стальным эластичным клинком трапецевидного переменного сечения. Гарда сабли имеет дужку, соединяющуюся с рукояткой. Клинок сабли не проклеивается и сабля не имеет наконечника Поражаемая поверхность.В поединках на шпаге защитываются уколы острием любой части тела соперника, кроме не защищенного маской затылка. В поединках на рапире защитываются уколы острием только в торс соперника спереди и сзади (выше пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются. У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая торс (выше пояса), руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается. В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, – в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой). Правилами запрещено также намеренно касаться оружием любой проводящей поверхности (включая собственный костюм), чтобы вызвать «ложное» срабатывание регистрирующей системы – и тем самым избежать укола со стороны соперника. Экипировка фехтовальщика. Экипировка фехтовальщика включает в себя защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки (колет), и брюк по колено на подтяжках. Ткань костюмов выдерживает удары до 800 ньютонов. Такие костюмы одобрены FIE и используются на международных соревнованиях. Для тренировок достаточно костюмов, ткань которых выдерживает силу удара в 350 ньютонов. На ноги одеваются длинные белые носки – гетры и специальная фехтовальная обувь, отличающаяся от обычных кроссовок усиленным носком, усиленной пяткой и плоской подошвой. Обувь бывает низкая и высокая – для фиксации голеностопа. Голову защищает маска с металической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. Маски шпажистов имеют сетку изолированную изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом, воротник маски изготавливается из ткани, имеющей сопротивление к перфорированию в 1600 ньютонов или 350 ньютонов для тренировок. Маски рапиристов эдентичны шпажным маскам, но имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски не изолирована. Она должна гарантировать электропроводность. Воротник сабельной маски и вся обшивка выполняются из электропроводящего материала. На вооруженную руку фехтовальщик одевает перчатку. Сабельная перчатка имеет токопрповодящий манжет. Под костюм фехтовальщики надевают защитные набочники, также как и костюмы, выдерживающие удары до 350 или 800 ньютонов. Для более надежного избежания синяков и повреждений на грудь, под набочник одевается пластиковая мужская и женская защита. Поскольку у шпажистов все тело является поражаемой поверхностью, они не носят поверх костюма металлизированных одежд, вышеперечисленной экипировки достаточно. Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.У саблистов голова входит в поражаемую поверхность, поэтому их маска находится с курткой в электрическом контакте, с помощью щипа. При нанесении укола (или – у саблистов – удара) в куртку на регистрирующем аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка: в случае, если все было сделано в соответствии с правилами, этот укол (удар) засчитывается и нанесшему его спортсмену присуждается очко. При нанесении укола вне зачетной зоны на аппарате, загорается белая лампочка. Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой. Перед началом боя наравне с оружием спортсменов проверяется и их экипировка. Поединки. Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой. На фехтовальной дорожке (поле боя) наносятся 5 линий перпендикулярных её длинне. Центральная линия, Две линии начала боя, расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии, Двух линий задних границ, на расстоянии в 7 м от средней линии. Так фехтовальщик, находясь перед началом боя в 2 м от центра имел 5 м для отступления 5 м. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы. Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов. Долгое время фиксация уколов осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по 4 стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях. Электрофиксатор сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на его стороне раздается звуковой и зажигается световой сигнал. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу. Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит. Перед началом поединка соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком – так, чтобы одна нога была впереди другой (за линией исходной позиции), – направив оружие в сторону противника и отведя свободную руку назад. Поединок начинается по команде судьи – и продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стой!» или не раздастся специальный сигнал, возвещающий об истечении времени боя (раунда). Возобновляется поединок тоже только по команде судьи. Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: "Ан гард!" - "К бою!", затем задает вопрос: "Эт ву прэ?" - "Вы готовы?" Получив ответ, судья командует: "Алле!" В случае остановки боя дается команда "Альт!" - "Стой!". Присуждение очков сопровождается словами: "А друат" - "Направо", "А гош" - "Налево" или "Ку дубль" - "Обоим". Недействительный удар обозначается фразой "Па конте" - "Не считать". В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен. В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту. В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие, считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания. Любой фехтовальный бой – это, прежде всего, взаимодействие клинков соперников с множеством тонких, хитроумных движений и приемов, что принципиально отличает фехтование от единоборств с применением тяжелых видов оружия. Если невозможна прямая атака, необходимо «нейтрализовать» оказавшееся на пути оружие соперника, например, используя перенос (нападение с обведением острия неприятельского клинка). Точно так же ликвидировать угрозу со стороны противника можно не только уклонением, но и силовым воздействием на его клинок, например, отбивом. Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д. После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды. В современном фехтовании в зависимости от вида оружия существуют различия в правилах, технике и тактике, которые во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага – дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника. Штрафы. Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения – в сторону нарушившего спортсмена. Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол. Может быть и незасчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т.е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением). Не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой. Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи. Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т.д. При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол. Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка. В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется. Олимпийские игры Сегодня на Олимпийских играх страна может быть представлена 16 фехтовальщиками (мужчины и женщины) и двумя запасными. В программу современных соревнований входит личное и командное первенство среди мужчин и женщин, разыгрываемое в трех видах оружия: рапира, шпага, сабля. Программа соревнований по фехтованию на Олимпийских играх в настооящее время включает 10 номеров (6-личных) – среди мужчин, по рапире, по сабле, по шпаге, среди женщин, по рапире, по сабле, по шпаге., и (4 командных) - среди мужчин, по рапире, по сабле, по шпаге, среди женщин, по шпаге. Программа соревнований по фехтованию среди взрослых и для юниоров на Чемпионатах мира включает 12 видов соревнований (6 – личных и 6 - командных) – среди мужчин, по рапире, по сабле, по шпаге, среди женщин, по рапире, по сабле, по шпаге. Программа для кадетов включает в себя 6 видов личных соревнований – среди мужчин, по рапире, по шпаге, по сабле, среди женщин, по рапире, по сабле, по шпаге. | . |
. |