Современные фехтовальщики состязаются в трех видах оружия: рапира, сабля и шпага.
У рапиристов действительными уколами (то есть нанесенными) являются уколы, которые нанесены в поражающую поверхность (все туловище спереди и спина до пояса). Уколы, нанесенные в руки, маску или ноги, не засчитываются, но, когда они нанесены, бой останавливается. У саблистов действительными считаются уколы, нанесенные острием, и удары, нанесенные клинком. Поражаемой поверхностью в фехтовании на саблях считаются все части тела, находящиеся выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсменов, когда они находятся в боевой стойке. Удары (уколы), нанесенные по не поражаемой поверхности, не засчитываются, но бой при этом не останавливается. У шпажистов действительными являются уколы, нанесенные острием в любую часть тела фехтовальщика. Фехтовальщики соревнуются на поле боя, имеющем ширину 150-200 см и длину 14 м. Перед началом боя спортсмены располагаются в двух метрах от середины поля боя. Если во время боя участник пересечет заднюю границу поля боя, ему засчитывается штрафной укол. Снаряжение состоит из маски, костюма, гетр и перчатки. Фехтовальные бои проводятся судьей с помощью аппарата — электрофиксатора. Судья руководит боем и присуждает уколы в соответствии с правилами для каждого вида оружия. Судейство ведется на французском языке — официальном языке ФИЕ. Фехтование на рапирах и саблях — условное, основанное на так называемом праве атаки. Фехтовальщик имеет право атаки, если он инициативно атакует противника, не пытающегося нанести укол. Если же противник парировал атаку, то право на ответный укол переходит к нему. Если фехтовальщик пытается поразить соперника, уже находящегося в атаке или наносящего ответный укол после правильно взятой защиты, то для того чтобы выиграть, он должен опередить его на «фехтовальный темп» (условное время, за которое фехтовальщик может выполнить одно простое фехтовальное действие; выпад, шаг вперед, финт и т.п.). В противном случае ему присуждается укол (удар). Если фехтовальщики выполняют одновременные атаки, то нанесенные в этих атаках уколы (удары) не засчитываются. Соревнования на шпагах более приближены к условиям дуэльного боя. Выигравшим считается тот, кто на 1/25 сек. раньше нанесет укол своему противнику. Если пауза между уколами, нанесенными обоими участниками, менее 1/25 сек., уколы присуждаются обоим. Перед присуждением уколов в фехтовании на рапирах и саблях судья анализирует происшедшую фехтовальную схватку. В боях на шпагах схватка не анализируется, а укол присуждается на основании показаний электрофиксаторов.
В соревнованиях на рапирах и саблях поражаемая поверхность спортсмена покрыта токопроводящей курткой. Электрорапира и электрошпага имеют контактный наконечник, который соединен проводками, идущими в желобе оружия, с розеткой, находящейся внутри гарды. Перед боем фехтовальщик присоединяет свое оружие к личному шнуру, который проходит под курткой. Этот шнур соединяется с катушкой, автоматически сматывающей провод и соединенной с центральным аппаратом, фиксирующим уколы и удары зажиганием ламп и звуковым сигналом. В 1990-е гг. ФИЕ стало успешно внедрять аппарат, работающий без катушек-сматывателей. Когда рапирист или шпажист наносит укол, головка наконечника «утапливается», что приводит к зажиганию ламп аппарата, находящегося со стороны его противника. В соревнованиях саблистов сигналы фиксируются, когда сабля участника с определенной силой приходит в контакт с электропроводящей курткой соперника (то есть когда спортсмен наносит удар или укол). Аппарат устроен таким образом, что уколы, нанесенные в гарду или по не поражаемой поверхности, не регистрируются. В боях на рапирах действительные уколы фиксируются зажиганием красной лампы с одной стороны и зеленой лампы с другой стороны, недействительные уколы — зажиганием белых ламп. При фехтовании на рапирах и саблях аппарат не показывает преимущества времени нанесения укола одним фехтовальщиком перед временем нанесения укола другим фехтовальщиком, и поэтому при зажигании одновременно красной и зеленой ламп судья в соответствии с правилами решает, кому из участников засчитывается укол. В фехтовании на шпагах зажигаются только красные и зеленые лампы. Аппарат показывает, кто из участников нанес укол раньше, поэтому при зажигании лампы судья присуждает укол тому из спортсменов, с чьей стороны она зажглась, а при зажигании двух ламп присуждается обоим участникам по уколу. Для того чтобы уколы, нанесенные в пол, не фиксировались аппаратом, поле боя покрывается токопроводящей (чаще всего металлической) дорожкой. Перед боем на рапирах и шпагах судья проверяет специальным грузом-эталоном сопротивление пружины наконечника электрооружия. Рапира должна регистрировать уколы, нанесенные с силой более 500 г, а шпага — с силой более чем 750 г. Личные соревнования проводятся по смешанной системе; тур отборочных групп, тур прямого выбывания и финал из 8 или 4 спортсменов. В соревнованиях взрослых лучшие 16 спортсменов по рейтингу ФИЕ освобождаются от тура отборочных групп и первого тура прямого выбывания.
В туре отборочных групп бои ведутся на 5 уколов (ударов). Время боя — 4 минуты. По итогам этого тура участники заносятся в таблицу прямого выбывания.В туре прямого выбывания в финале бои ведутся на 15 уколов (ударов). Время боя — 9 минут, разделенные на три периода по 3 минуты (между периодами предоставляются одно минутные перерывы для отдыха). В туре отборочных групп бои ведутся на 5 уколов (ударов). Время боя — 4 минуты. По итогам этого тура участники заносятся в таблицу прямого выбывания.В туре прямого выбывания в финале бои ведутся на 15 уколов (ударов). Время боя — 9 минут, разделенные на три периода по 3 минуты (между периодами предоставляются одно минутные перерывы для отдыха). Командные соревнования проводятся по системе прямого выбывания с определением всех мест. Командные встречи проводятся способом «эстафеты». Каждый участник одной команды встречается с каждым участником другой команды (таким образом встреча состоит из 9 боев). Бои ведутся на 5 уколов (ударов). Время боя — 4 минуты. Начиная со второго боя, каждая пара начинает бой со счета, зафиксированного в предыдущем бою. Все бои ведутся до победы одного из спортсменов. Если же время боя истекло, а счет равный, то участникам дается дополнительная минута, в которой они фехтуют до первого решающего укола. Перед дополнительной минутой проводится жеребьевка, которая определяет, кому будет присуждена победа, если время истечет, а счет останется равным. | ||